Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Проблемы прав и свобод гражданина все время были, есть и будут наиболее наболевшими и дискуссионными, и прежде всего при условиях российской действительности. Непосредственно права на охрану здоровья относят к конституционным социально-экономическим правам граждан, и они охватывают определенную сферу жизни каждого индивида, реализация которых в первую очередь будет зависеть от уровня экономики и ресурсов страны. В содержание данных прав вызывают интерес правовые меры международной документации в области обеспечения охраны здоровья, и прежде всего Всеобщей декларации прав человека, Устава Всемирной организации здравоохранения и так далее.
Государством должно исполняться ряд мер в области устранения ухудшения здоровья граждан, предотвращения разных заболеваний, кроме этого создать условия, в рамках которых все граждане могут пользоваться различными разрешенными методами лечения, а также оздоровления, способствовать социальному благополучию.
Здоровье граждан по социальному значению после жизни – это самое важное благо, охране которого Российская Федерация в разные времена уделяла особенное внимание. Разрешение его проблем властной стороной правовых отношений давно является приоритетным направлением социальной политики, на основании этого в Конституции РФ и других нормативно-правовых актах можно проследить последовательный ориентир на обеспечение реальной гарантии охраны здоровья всех граждан.
Здоровье, а кроме этого право на его охрану является общепризнанным основополагающим фактором достижения мира и безопасности, которые находятся в непосредственной зависимости от сотрудничества стран. Достижения определенно взятых стран в анализируемой области представляют собой особенную ценность. Возможности использования теоретических разработок в области охраны здоровья – это необходимое условие обеспечения высшей степени непосредственно здоровья. Немаловажный при этом фактор – это уровень просвещенности и активного сотрудничества всех сторон данных правовых отношений.
Все вышесказанное обусловливает актуальность, практическую значимость и своевременность темы работы.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с правом граждан на охрану здоровья на конституционном уровне.
Предмет исследования - это положения законодательных актов Российской Федерации, которые касаются закрепления и реализации права граждан на охрану здоровья.
Цель исследования – комплексный анализ реализации конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть общую характеристику конституционного права на охрану здоровья граждан.
2. Изучить проблемы применения и пути совершенствования законодательства в области реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в РФ.
Методологическая основа исследования. Метод теоретического анализа: изучение, анализ, синтез и обобщение научной и учебной литературы, которая раскрывает особенности реализации конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации; метод системного анализа, частнонаучные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы исследования, что позволило исследовать заявленную тему и сделать соответствующие обобщения и выводы.
Структура работы. Структуру работы определяют цели и задачи исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1 Теоретико-правовые основы обеспечения конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь граждан в Российской Федерации
1.1 Общая характеристика конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь
Конституцией РФ в ряду социальных и экономических прав человека закреплено право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Статьей 41 Конституции РФ указывается, что у всех есть право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывают гражданам на бесплатной основе за счет средств бюджета, страховых взносов, иных поступлений.
В России происходит финансирование федеральных программ по охране и укреплению здоровья граждан, кроме этого принимают меры в области развития государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения, поощряя работу, которая помогает укреплять здоровья граждан, развивать физическую культуру и спорт, экологическое и санитарно-эпидемиологическое благополучие. Сокрытие должностным лицом факта и обстоятельства, создающего угрозу жизни и здоровья граждан, повлечет за собой ответственность на основании федерального законодательства РФ.
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь – конституционное право, то есть основное, базовое право граждан. Помимо этого, оно является субъективным, то есть лично-конкретным, реально принадлежащим каждому гражданину, который на законных основаниях находится на территории России. Ему отводят одно из главных мест в системе конституционных прав и свобод, так как здоровье непосредственно обеспечивает жизнедеятельность человеческого организма, составляет важнейшее благо наравне с самой жизнью. Кроме этого, по месту в общепринятой классификации конституционных прав - на личные, политические, социальные, экономические и культурные - право на охрану здоровья и медицинскую помощь характеризуют в качестве социального (социально-экономического) права. Обеспечение важных социальных экономических прав – это краеугольный камень современного социального правового государства.
Юридическая теория содержит распространенный подход, на основании которого под содержанием конституционных прав понимаются те правомочия, на которые будет «распадаться» основное право во время ближайшего рассмотрения. Право на охрану здоровья относят к изученным правам в литературных источниках, так как с 1977 года оно находит правовое закрепление в основных законах России, а значит, разброс мнений в данном случае большой.
Как говорит известный советский и российский ученый Ф.М. Рудинский, анализ внутренней структуры права на охрану здоровья позволяет отделять 4 главных полномочия: право по охране неприкосновенности жизни, а также здоровья; право бесплатной квалифицированной медицинской помощи, которую оказывают государственные учреждения здравоохранения; право обеспечения возможности долголетней активной жизни; право наивысшего достижимого уровня физического здоровья, а также психического здоровья.
На основании работ Л.О. Красавчиковой, структура права на охрану здоровья содержит в себе следующие звенья: право получать квалифицированную медицинскую лечебно-профилактическую помощь; право своевременной и качественной лекарственной помощи; право квалифицированного и своевременного протезирования; право на санаторное курортное и врачебное косметологическое лечение; право донорства и трансплантации органов и тканей; право участия в медицинских экспериментах .
Н.В. Косолапова, говорит о том, что нынешнее содержание права на охрану здоровья заключает в себе совокупность прав граждан на охрану здоровья: медицинская помощь, в том числе реабилитация; экологическое, санитарно-эпидемиологическое благополучие и радиационная безопасность; обеспечение лекарственными средствами, протезно-ортопедическая помощь; права граждан, которые вступают в брак, на медико-гигиеническое обслуживание; санитарно-курортное лечение, использование услуг организаций оздоровительного направления; информация о состоянии своего здоровья и факторах, которые воздействуют здоровье; возмещение вреда, который причинен здоровью граждан; получение медицинской, фармацевтической, протезно-ортопедической помощи в зарубежной медицинской организации; право матерей и детей на охрану здоровья; право граждан быть донорами крови и ее компонентов, быть донорами во время трансплантации органов и тканей, с целью искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона; право на медицинское страхование (обязательное и добровольное), право на охрану здоровья во время трудовой деятельности.
Как указывается В.А. Иваненко и В.С. Иваненко, в сфере здоровья все имеют право на охрану здоровья, медицинскую помощь, защиту от различных видов дискриминации, которая обусловлена присутствием у них определенных заболеваний, а, помимо этого, правом на здоровую окружающую среду .
С.А. Дюжиков указывает, что сущностную характеристику права на охрану здоровья раскрывают на основании широкой позиции, которая заключается в том, что гарантируется человеческая жизнь и обеспечивается защита от разных типов насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения, обеспечивается кроме этого гарантия личной неприкосновенности, а также невмешательства в частную жизнь; с помощью данного права гарантируется личная свобода в сфере социальных отношений, и прежде всего выбор врача, лечебного учреждения и так далее.
Право на охрану здоровья получило значительную разработку в диссертационном исследовании и дальнейших работах Е.В. Шленевой. Автором указывается, что современное содержание конституционного права на здоровье, исходя из высшей ценности граждан и их прав и свобод, (ст. 2 Конституции РФ), состоит из таких правомочий, как: право на медицинскую помощь и на благоприятные условия жизнедеятельности, которые оказывают прямое воздействие на здоровье граждан. Схожее мнение у Д.Г. Бартенева, который указывает, что право на охрану здоровья должно состоять, из: обязательств в области обеспечения основных условий здоровой жизнедеятельности индивидов и общества; обязательств в сфере предоставления медицинской помощи. На основании этого нужно нормативное закрепление основных обязательств государств в области обеспечения осуществления этого права на минимальном уровне .
Таким образом, основное содержание права на охрану здоровья состоит в возможности в области оказания лечебной и профилактической медицинской и сопутствующей помощи, такой как реабилитационная, протезно-ортопедическая, лекарственная и так далее. В содержание права на охрану здоровья нужно кроме этого включать и специализированные типы медико-социальной помощи, такой как, хосписная и иные типы ухода за тяжелобольными, в том числе оказываемой не медицинскими работникам.
1.2 Конституционно-правовые принципы и механизмы реализации и защиты прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь
Принципы права являются руководящими идеями, которые характеризуют содержание права, его суть и роль в обществе. Они представляют собой самые общие нормы, которые действуют в области правового урегулирования и распространяющие свое действие на разных субъектов.
К принципам, которые находят свое отражение в административно-правовом урегулировании в сфере здравоохранения, относят принцип разделения властей, принцип федерализма, принцип законности, принцип соблюдения прав человека и гражданина, принцип гласности, принцип ответственности .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 04.10.2010) // Российская газета. - 31.12.2001. - № 256.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2. от 26.01.1996 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 17.07.2009). // Российская газета. - 06.02.1996. - № 23. - 07.02.1996. - № 24, 08.02.1996. - №25, 10.02.1996. - № 27.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 03.02.2014) // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. -№ 25. - ст. 2954.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (по состоянию на 01.07.2014). Опубликовано: 23 ноября 2011 г. в «РГ» - Федеральный выпуск №5639.
6. Волкова Н.С. Модернизация здравоохранения и совершенствование статуса его учреждений / Н.С. Волкова // Журнал российского права. - 2012. - № 11. - С. 42-48.
7. Ерохина Т.В. Государственное управление здравоохранением в Российской Федерации / Т.В. Ерохина. - Медицинское право. – 2012. - № 12. – С. 70-74.
8. Ерохина Т.В. Органы управления здравоохранением Российской Федерации: историко-правовой аспект / Т.В. Ерохина // Медицинское право. - 2012. - № 1. – С. 98-103.
9. Ерохина Т.В. Некоторые аспекты развития российского законодательства об охране здоровья граждан на современном этапе / Т.В. Ерохина // Медицинское право. – 2012. - № 5. – С. 48-54.
10. Ковалевский М.А. Проблемы формирования российского регионального законодательства в сфере здравоохранения / М.А. Ковалевский // Правоведение. - 2013. - № 8. - С. 26-29.
11. Ковалевский М.А. Региональное законодательство в сфере здравоохранения / М.А. Ковалевский // Правоведение. - 2012. - № 3. - С. 56.
12. Колоколов Г.Р. Медицинское обслуживание: частные клиники, льготы, лекарства, рецепты, ответственность / Г.Р. Колоколов // Медицинское право. – 2013. - № 6. – С. 40-46.
13. Кочетов Д.М., Григорьев Ю.И. Нормативно-правовое обеспечение организации оказания населению высокотехнологичной медицинской помощи / Д.М. Кочетов, Ю.И. Григорьев // Медицинское право. – 2012. - № 5. – С. 60-66.
14. Кирилловых А.А. Охрана здоровья граждан: современные законодательные ориентиры / А.А. Кирилловых // Законодательство и экономика. – 2012. - № 4. – С. 42-49.
15. Мохов А. А. Медицинское право как отрасль права и его место в системе российского права / А.А. Мохов // Медицинское право. - 2013. - № 7. - С. 32-38.
16. Мохов А.А. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года и ее правовое обеспечение / А.А. Мохов // Российская юстиция. – 2011. - № 8. – С. 79-88.
17. Силкин М.М. Пробелы законодательства в сфере борьбы с особо опасными инфекционными заболеваниями / М.М. Силкин // Административное право и процесс. – 2012. - № 11. – 77-81.
18. Синцов Г.В., Черных А.Е. Право на здоровье и право каждого на охрану здоровья в Российской Федерации // «Черные дыры» в российском законодательстве. - 2012. - № 1. - С. 6-9.